«Назад

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ к публичным обсуждениям правоприменительной практики за 3 квартал 2018 года

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ к публичным обсуждениям правоприменительной практики за 3 квартал  2018 года

Вопрос 1.В каких случаях Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области проводятся проверки, а в каких случаях административные расследования?

Ответ:Административные расследования проводятся должностными лицами Управления в том случае, если имеются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ в соответствии с положениями части 1 статьи 28.1 КоАП.

Проверки проводятся по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 

Вопрос 2.Всегда ли жалоба гражданина является основанием для проведения проверки?

Ответ:Нет, не всегда. В первую очередь необходимо отметить, что обращение должно содержать информацию об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, либо о фактах причинения такого вреда. Еще одним основанием для проведения проверки является нарушение прав потребителей, при условии соблюдения претензионного порядка.

При этом, следует помнить, что обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных выше, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Обращения, содержащие вопросы, не входящие в компетенцию органов Роспотребнадзора, перенаправляются по подведомственности. Также поступают обращения, требующие исключительно разъяснения без проведения надзорных мероприятий.

 

Вопрос 3.Правомерно ли выявление сотрудниками Роспотребнадзора иных нарушений, не указанных в обращении потребителя (не предусмотренных в распоряжении о проведении проверки)?

Ответ:При проведении проверки по обращению потребителя могут рассматриваться только те вопросы, которые указаны в обращении. Однако, в соответствии с требованиями ч.1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

 

Вопрос 4.Организация собирается вести по одному адресу несколько видов деятельности, для которых Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) предусмотрен уведомительный порядок начала ведения деятельности. В этом случае ей нужно подавать одно общее уведомление или отдельно по каждому виду деятельности?

Ответ:Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.

Уведомление представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и услуги в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем работ и услуг (ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ, Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 (далее - Правила)).

Форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности предусматривает возможность указания в ней как одного, так и нескольких видов деятельности (Приложение N 2 к Правилам).

На основании вышеизложенного, если для видов деятельности, которые будет вести организация, постановлением Правительства РФ N 584 определены разные уполномоченные органы исполнительной власти, принимающие уведомления, то надо будет подать уведомления в каждое из этих ведомств.

Например, если организация собирается заниматься перевозками уведомление нужно направить в территориальный органы  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а если торговлей – территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. п. 3, 5 Правил).

Если же организация по одному адресу собирается вести несколько видов деятельности, для которых установлен один и тот же уполномоченный орган, то она может:

- либо перечислить все эти виды деятельности в одном уведомлении;

- либо подать на каждый вид деятельности отдельное уведомление.

 

 Вопрос 5: Может ли предприниматель за розничную реализацию мясных продуктов с истекшим сроком годности быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ как за действия, создающие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан?

Ответ:  Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011«О безопасности пищевой продукции» (далее - ТР ТС 021/2011), целью которого является защита жизни и ( или) здоровья человека (ст. 2  ТР ТС 021/2011).

При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (п. 12 ст. 17 ТР ТС 021/2011).

Запрет реализации пищевых продуктов с истекшими сроками годности установлен пунктом 8.24 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»,утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 г. № 23, в котором указано, что в организациях торговли запрещается реализация продукции с истекшими сроками годности.

В определенном законодательством Российской Федерации порядке на пищевые продукты, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается и ими приобретаются свойства, опасные для здоровья человека, в связи с чем, утрачиваются пригодность для использования по назначению, устанавливаются сроки годности.

Срок годности пищевой продукции – это интервал времени, в течение которого пищевой продукция сохраняет свои органолептические, физико-химические, микробиологические свойства, то есть это период, в течение которого его можно употреблять без риска для здоровья. Срок годности начинается с момента окончания технологического процесса по изготовлению пищевого продукта, а заканчивается критической датой, после которой свойства продукта претерпевают необратимые изменения.

Продукты с истекшим сроком годности считаются непригодными для использования по назначению, так как несут в себе высокий риск отравления по причине развития в них патогенных микроорганизмов.

Прием в пищу продуктов питания с истекшим сроком годности может серьезно навредить здоровью, спровоцировав целый комплекс заболеваний, влечет за собой массовые пищевые отравления, расстройство желудочно-кишечного тракта, массовые инфекционные заболевания, вследствие чего возникают заболевания ЖКТ. При этом в отличие от взрослого, детский организм менее вынослив и последствия для организма ребенка могут быть особенно неблагоприятными, вплоть до летального исхода.

Из вышеизложенного следует, что реализация мясотоваров с истекшим сроком годности свидетельствует о  факте возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, исходя из чего действия продавца правомерно подпадают под санкции именно ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Таким образом, предприниматель за розничную реализацию продуктов с истекшим сроком годности может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

 

Вопрос 6: В течение какого срока я вправе расторгнуть договор личного страхования, заключенного при оформлении договора потребительского кредита?

Ответ: С 1 января 2018 года вступило в силу указание Банка России № 4500-У от 21.08.2017 «О внесении изменений в п. 1  указания Банка России от 20.11.2015 г. № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования»   согласно которому предусмотрено право потребителя (страхователя) на возврат страховой премии в течение 14 календарных  дней со дня заключения договора добровольного страхования, для этого необходимо направить письменное заявление об отказе от договора страхования заказным почтовым отправлением с уведомлением по юридическому адресу страховщика либо вручить заявление непосредственно в страховую компанию под роспись на экземпляре потребителя.  В течение 10 рабочих дней с даты получения заявления страховая компания должна рассмотреть его и вернуть страховую премию, уплаченную по договору страхования.

 

Вопрос 7: Правомерно ли действие продавца, отказавшего в приеме купюры 2000 рублей?

Ответ: Согласно положениям пункта 1 статьи 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров  путем использования наличных расчетов. При этом выбор банкнот Банка России из находящихся в официальном обращении на территории РФ для осуществления наличных расчетов принадлежит исключительно потребителю.

Это означает, что любой отказ продавца в приеме новых, обладающих всеми установленными признаками платежеспособности банкнот Банка России номиналом 200 и 2000 рублей в счет оплаты товаров -  противоправное действие, ущемляющее права потребителей инеправомерно воспрепятствующеезаключению договора купли-продажи.

 

 Вопрос 8: Для чего необходим КИЗ на натуральных шубах и почему КИЗ разного цвета?

Ответ: Контрольный идентификационный знак (КИЗ) предназначен для персонификации каждой единицы товара, защищая ее от дублирования и повторного использования. Он содержит в себе всю информацию о товаре товара   и существует  двух видов – для импортных изделий (красного цвета) и для отечественных (зеленого цвета). При маркировке товаров  КИЗ  используются следующие способы и порядок их нанесения на товар:

а) вшивной, когда КИЗ на текстильной основе машинным способом вшивается непосредственно в конструктивный шов изделия, полностью оставляя видимой содержащуюся в этом знаке графическую информацию.

б) клеевой, когда КИЗ на самоклеящейся основе наклеивается на конструктивный элемент товара (вшитый маркировочный ярлык).

в) накладной (навесной), когда КИЗ на пластиковой основе с помощью одноразового пломбирующего элемента неотделимо крепится в петличное отверстие либо петлю-застежку переда изделия, а в случае их отсутствия - вшивную вешалку либо вшивную петлю держателя вешалки в виде металлической цепочки, пластины из металла и других материалов.

 

Вопрос 9: При покупке автомобиля мне не выдали технический паспорт, сказали, что он будет выдан в течение двух недель. Правомерно ли это?

 Ответ: Правительством Российской Федерации утверждены «Правила продажи отдельных видов товаров»  от 19.01.98г. №55,  которыми регламентированы особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов.

Согласно  п. 59  вышеуказанных правил,  при передачи товара покупателю одновременно передаются  установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы, в том числе  сервисная книжка или иной  заменяющий её документ, а также документ,  удостоверяющий право собственности на транспортное средство или номерной агрегат  для их государственной регистрации в установленном законодательством  Российской Федерации порядке.

 

Вопрос 10: Обязательно ли внедрение принципов ХАССП для заводской столовой?

 Ответ: Требования Технического регламента Таможенного Союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в части разработки, внедрения и поддержания процедур, основанных на принципах ХАССП,  являются обязательными для всех предприятий-изготовителей пищевой продукции независимо от вида, типа и форм собственности

 

 Вопрос 11: Я  являюсь индивидуальным предпринимателем и хочу открыть медицинский кабинет в жилом доме. Могу ли я это сделать  и куда мне обратиться?

 Ответ: Допускается оборудование организации, осуществляющей медицинские услуги  в жилом доме, при условии, что:

  1. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности будут  обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса; 
  2. Структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".     
  3. с целью экспертизы проекта размещения организации занимающейся медицинской деятельностью, Вы можете обратиться в экспертную организацию, аккредитованную в установленном порядке.

 

Вопрос 12: При открытии частного детского центра, оказывающего услугу по развитию, присмотру и уходу за детьми, но не ведущему образовательную деятельность какими требованиями Вы будете руководствоваться при проверках?

 Ответ: Согласно п. 1.1. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" указанные  санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Также, в соответствии с п. 1.4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"  санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей.