Ответы на вопросы, полученные во время проведения публичных обсуждений правоприменительной практики 12.10.2017г.

Ответы на вопросы, полученные во время проведения публичных обсуждений правоприменительной практики 12.10.2017г.

 

1. Являются ли неудовлетворительные результаты исследования, проведенного в рамках рабочей программы производственного контроля, нарушением законодательства, если данная продукция не поступила в оборот и была утилизирована производителем в соответствии с ДП «Управление несоответствующей продукцией», являющейся частью системы ХАССП.

Ответ:Не являются. В соответствии со ст. 10 ч. 2 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011 «При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП…» Согласно ст. 4 ТР ТС 021/2011 «изготовитель пищевой продукции - организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов.» Таким образом, если несоответствующая продукция выявлена на этапах производства (изготовления) до выпуска в обращение и была утилизирована – это не является нарушением законодательства.

 

2. Обязательно ли внедрение принципов ХАССП для заводской столовой?

Ответ:Требования Технического регламента Таможенного Союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в части разработки, внедрения и поддержания процедур, основанных на принципах ХАССП,  являются обязательными для всех предприятий-изготовителей пищевой продукции независимо от вида, типа и форм собственности

 

3. Почему ответственность за продажу некачественных продовольственных товаров при наличии всех документов по качеству и безопасности, соблюдению требований к условиям хранения ложится на продавца, а не на изготовителя.

Ответ:В  соответствии с ст.10 п. 1 технического регламента   Таможенного союза 021/2011   «О безопасности пищевой продукции», утвержденным  Решением  Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. №880  - Изготовители, продавцы и лица, выполняющие  функции  иностранных  изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки  (транспортирования) и реализации  таким образом, чтобы такая продукция соответствовала  требованиям, установленным  к ней настоящим  техническим регламентом  и (или) техническими  регламентами  Таможенного союза на отдельные виды продукции. Таким образом, требования ТР распространяются на всех этапах обращения пищевых продуктов (для изготовителей и продавцов).

За нарушение требований технических регламентов предусмотрена административная ответственность, в частности за нарушение требований к качеству и безопасности пищевой продукции - по ст. 14.43 КоАП РФ.

 

4.                Я  являюсь индивидуальным предпринимателем и хочу открыть медицинский кабинет в жилом доме. Могу ли я это сделать  и куда мне обратиться?

Ответ:Допускается оборудование организации, осуществляющей медицинские услуги  в жилом доме, при условии, что:

1.                Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности будут  обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса; 

2.                Структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".     

3.                с целью экспертизы проекта размещения организации занимающейся медицинской деятельностью, Вы можете обратиться в экспертную организацию, аккредитованную в установленном порядке.

 

5. Какие основные требования законодательства должны выполняться в случае использования водного объекта в качестве источника питьевого водоснабжения?

Ответ:В соответствии с требованиями законодательства, в том числе Федеральных законов, санитарных правил, основными документами, которые должны быть в наличии, если Вы планируете использовать водный объект в качестве источника питьевого водоснабжения, являются:

1. Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения, имеющий санитарно-эпидемиологическое заключение в соответствии с требованиями  СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Граница 1 пояса устанавливается на расстоянии не менее 30м  от водозабора при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50м – при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

2. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источника водоснабжения санитарным нормам и правилам (СанПиН  2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»).

3. Программа производственного контроля качества питьевой воды на этапах водоподготовки (источник, перед подачей в сеть, распределительная сеть). Соответственно, должны проводиться лабораторные исследования питьевой воды в аккредитованной в установленном порядке организации .

Программа  производственного контроля должна быть разработана и согласована с Управлением Роспотребнадзора, производственный контроль должен проводиться в соответствии с программой производственного контроля в полном объеме, и соответственно качество питьевой воды по санитарно-химическим, органолептическим, микробиологическим, радиологическим, вирусологическим показателям должно соответствовать гигиеническим нормативам.

 

6.Организация осуществляет ремонт телефонов по гарантии. Сложилась такая ситуация, что временно задерживается поставка нужных запасных частей, поэтому возможно ли предупредить потребителей и перенести сроки ремонта  дней на 10.

Ответ.Согласно ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» срок гарантийного ремонта, установленный в письменной форме, не может превышать 45 дней.

При этом «в случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, то стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

Кроме того, следует иметь в виду, что на основании статьи  23 Закона в случае нарушения этого срока, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона. Таким образом, продление срока гарантийного ремонта дает право потребителю требовать новый такой же телефон или обмен на другой.

 

7. Вопрос: В законе «О защите прав потребителей» есть несколько статей, где упоминается 14-ти или 15-дневный сроки, но иногда указано «не считая дня покупки», а иногда со дня покупки. В чем разница и как правильно начать отчет этих периодов?

Ответ:Действительно, в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» указано, что вотношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения  недостатков в течение первых пятнадцати дней со дня покупки  потребитель имеет определенные права, более широкие по сравнению с теми, когда недостаток выявляется, например, через месяц.

Для потребителя очень важно не пропустить установленный Законом срок для предъявления претензий продавцу - в течение пятнадцати дней со дня передачи товара, при этом день покупки уже тоже  включается в подсчет.

Чаще всего днем передачи является  день покупки, но может быть необходима доставка крупногабаритного товара и тогда есть разница в отчете времени в зависимости от того, кто будет осуществлять доставку.

- если доставку производит продавец, то отсчет 15-ти дневного срока начнется с момента получение товара в квартире.

- если доставку осуществляет сторонняя организация-перевозчик, то  считается, что товар потребителем уже принят у продавца, а затем уже передан транспортной фирме. В этом случае отсчет 15-дневного срока уже начался в магазине, хотя товар еще потребителю не доставлен.

Еще  в ст. 25 Закона упоминается 14-ти дневный срок, не считая дня покупки. Это означает, что потребитель в течение следующих после дня покупки 14 дней имеет право примерять товар для выяснения, подходит ли он ему по цвету, фасону, размеру или комплектации, и может обратиться в магазин для обмена.

 

 8. Вопрос: Как считать, что уже наступил сезон для зимней обуви и одежды?

 Ответ: Сроки сезонности установлены Постановлением Правительства Пензенской области от 12 февраля 2007 г. N 3-пП "Об определении сроков сезонности для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров на территории Пензенской области".

Определено, что наступает

 с 15 марта - весенний сезон;

с 1 мая - летний сезон;

с 1 сентября - осенний сезон;

с 1 ноября - зимний сезон.

Необходимо обратить внимание, что на предъявление требований о замене товара надлежащего качества начало течения сроков сезонности не влияет, то есть, например, при покупке шубы летом, не получится подождать до ноября и обменять ее на другую из новой коллекции. Эти сроки определены для начала исчисления гарантийного срока сезонного товара.

 

9. Вопрос:  Хочу открыть парикмахерскую в соседнем доме, помещение не жилое, для этого необходимо сделать отдельный вход, установить вывеску, с чего начать?

Ответ:Внешние стены многоквартирного жилого дома, на которых Вы собираетесь устанавливать вывеску салона красоты, в возможно и рекламный щит, а также земельный участок, на котором расположен данный МКД и который будет задействован Вами при оборудовании входной группы (например, козырек, лестницы, ступеньки, пандус), являются общим имуществом всех собственников помещений в МЖД.

Положениями ЖК РФ, регулирующими порядок пользования общим имуществом в МЖД и управление таким имуществом, установлено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в МЖД,  то есть фактически происходит уменьшение размера общего имущества, то для проведения таких работ необходимо получение согласия всех собственников помещений в МЖД (ст. 36 ЖК РФ,  ст. 40 ЖК РФ).

Следунет понимать, что если такие работы все-таки будут произведены самовольно, то есть без согласия всех собственников помещений вышеуказанного дома, то в дальнейшем жители дома могут обратиться в суд с иском о незаконном использовании Вами общедомовой собственности.

 

10. Вопрос: Какая информация для потребителей услуг микрофинансовой организации является обязательной для размещения в сети Интернет, а какую можно не указывать?

Ответ:Согласно п.4 ст.5 Федерального закона № 353-ФЗ от 21.12.2013г. «О потребительском кредите «займе»» кредитор размещает информацию об оказываемых услугах не только в местах оказания услуг(местах приема заявлений о предоставлении потребительского кредита, займа), а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». До сведения заемщиков в обязательном порядке предоставляется информация об условиях предоставления и возврата потребительского кредита «займа».

 

11. Какие основания для отказа проведения выездной внеплановой проверки?

Ответ:  В соответствии ч.11 ст. 10 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:

Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

 

12. Вправе ли орган государственного контроля провести внеплановую выездную проверку без согласования с органами прокуратуры?

Ответ:Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон № 294-ФЗ) орган государственного контроля (надзора) предусмотрено проведение внеплановой проверки в форме документарной и (или) выездной.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Основания проведения внеплановых проверок закреплены в с.2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Так, контролирующий орган вправе внепланово проверить юридическое лицо и индивидуального предпринимателя в случае:

истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах возникновения угрозы либо непосредственного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

приказа (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ только после согласования с органом прокуратуры по месту орган контроля вправе провести внеплановую выездную проверку юридического лица и индивидуального предпринимателя по фактам возникновения угрозы либо непосредственного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

13. Можно ли заменить документы для плановой проверки в бумажном виде на электронные? (провести плановую документальную проверку на электронную)

Ответ:В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований.

Закон №294-ФЗ не ограничивает лицо, в отношении которого ведется проверка, в выборе способа предоставления документов, т.о. документы могут быть представлены на усмотрение, как в бумажной, так и в электронной форме.

Согласно ч.1 ст.14 Закон №294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Типовая формараспоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются: перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (ч.2 п.8 ст.14 Закон №294-ФЗ).

 

14. Можно ли привлечь к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ индивидуального предпринимателя спустя 2 года после обнаружения правонарушения?

Ответ:Нет. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (Давность привлечения к административной ответственности), постановление по делу об административном правонарушениине может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение.....законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,.....по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

 

15. Как провести проверку ИП, если он скрывается от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля? И как привлечь его к административной ответственности за препятствие к проведению проверки, если ИП (и доверенные лица) не присутствуют (либо скрываются) при составлении протокола?

Ответ:Согласно частям 1 и 2 ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение данного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному пп. "б" п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

В соответствии с ч.1 статьи 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24 и частью 9 статьи 15.29 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.