«Назад

Ответы на вопросы, полученные во время проведения публичных обсуждений правоприменительной практики 15.02.2018г.

Ответы на вопросы, полученные во время проведения публичных обсуждений правоприменительной практики 15.02.2018г.

 

1.В летние каникулы наш центр планирует открыть лагерь для детей на базе  работающего профилактория, требуется ли и если да, то на основании каких документов, получение разрешения или заключения Роспотребнадзора  на его открытие, что нужно для этого сделать?:

Ответ:

С 10.08.2017 г. вступил в силу Федеральный Закон от 29.07.2017 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающий выдачу санитарно-эпидемиологических заключений не только по ранее установленным Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» случаях, но и по основаниям, установленным международными договорами РФ, международными правовыми актами, другими федеральными законами.

В соответствии с Федеральным Законом от 28.12.2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» (далее Федеральный закон № 465-ФЗ) предусмотрено наличие санитарно-эпидемиологического заключения  о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха и оздоровления детей, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Кроме того, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.03.2017 г. № 38 внесены изменения в СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима  в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа», СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков», предусматривающие обязательное наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления.

Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 (в ред. Приказа Роспотребнадзора от 04.04.2017 № 208) предусмотрен срок действия вышеуказанных санитарно-эпидемиологических заключений 1 год.

  Санитарно–эпидемиологическое заключение должны получать юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых направлена на реализацию услуг по организации отдыха детей и их оздоровления (стационарные организации отдыха и оздоровления, учреждения с дневным пребыванием детей в период каникул, детские лагеря палаточного типа и лагеря труда и отдыха для подростков). Функционирование организаций отдыха и оздоровления детей всех типов  и форм собственности без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям является недопустимым и предусматривает административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Для получения санитарно–эпидемиологического заключения в соответствии с п.18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно–эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно–эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 №775, в адрес Управления заявителю необходимо предоставить:

- заявление о выдаче санитарно–эпидемиологического заключения по установленной данным Административным регламентом форме;

- результаты санитарно–эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке (далее–экспертизы).

Для проведения экспертиз и получения их результатов (экспертное заключение, протоколы лабораторных испытаний, измерений) в соответствии с данным Административным регламентом необходимо обратиться в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» и его филиалы.

 

2.Обязательно ли внедрение принципов ХАССП  в столовой образовательной организации, которая организует  питание школьников?

Ответ:

Требования Технического регламента Таможенного Союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в части разработки, внедрения и поддержания процедур, основанных на принципах ХАССП,  являются обязательными для всех предприятий-изготовителей пищевой продукции независимо от вида, типа и форм собственности

 

3.Наша организация планирует осуществлять водоснабжение населенного пункта - какие основные требования и какие действия должны выполняться в данном случае?

Ответ:

Согласно требованиям п.3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.   «Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта».

Необходимо:

 1. Разработать проект  зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и получить экспертное заключение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» и санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту ЗСО источников водоснабжения в Управлении Роспотребнадзора по Пензенской области .

2. Утвердить проект ЗСО источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и установить границы режима ЗСО источников хозяйственно-питьевого водоснабжения в Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (г. Пенза,  Лодочный проезд, 10). 

3. Разработать и согласовать с Управлением программу производственного контроля качества воды и провести лабораторные исследования воды по санитарно-химическим, органолептическим, микробиологическим, вирусологическим и радиологическим показателям.

4. Получить экспертное заключение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» и санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении на источник водоснабжения в целях использования для хозяйственно-питьевого  водоснабжения (на основании санитарно-эпидемиологического заключения по проекту ЗСО, информационного письма по выполнению мероприятий по ЗСО источников водоснабжения и протоколам лабораторных исследований качества воды, проведенных в течение года).

5. Лицензия для источников водоснабжения в целях использования для хозяйственно-питьевого водоснабжения оформляется  Департаментом Федерального агентства РФ по недропользованию по Приволжскому федеральному округу  (г. Пенза, ул. Пушкина, д. 167б) или Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (г. Пенза,  Лодочный проезд, 10) в зависимости от дебита скважины.

 

4. Какие нововведения устанавливает СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»:

Ответ:

Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»:

 1. Устанавливаются актуализированные нормативы (предельно-допустимые уровни) физических факторов (микроклимат, шум, вибрация, инфразвук, ультразвук,  электрические, магнитные и электромагнитные поля, лазерное излучение, ультрафиолетовое излучение, освещение) на рабочих местах.

 С 1 января 2017г. оценка соответствия вышеуказанных факторов предельно-допустимым уровням, в том числе при проведении лабораторных испытаний в рамках плановых проверок, осуществляется в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16.

 2. В соответствии с указанным документом, при проведении надзорных мероприятий будет оцениваться соблюдение требований:         

 - к источникам физических факторов, в частности – к источникам лазерного излучения (требования к конструкции, к вводу в эксплуатацию, требования к персоналу, к средствам индивидуальной защиты и т.д.)

 - к мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.

 В числе новых требований к мерам профилактики необходимо выделить следующее:

 1. СанПиН 2.2.4.3359-16 устанавливается необходимостьпроведения оценки риска здоровью работающих и подтверждения приемлемости риска здоровью работающих в случае превышения уровня шума на рабочем месте выше 80 дБА.

 2. Устанавливается запрет на работы в условиях воздействия эквивалентного уровня шума выше 85 дБА, в условиях воздействия локальной вибрации с превышением санитарных норм более чем на 12 дБ (в 4 раза) по интегральной оценке и общей вибрации с превышением санитарных норм более чем на 24 дБ (в 8 раз).

 При проведении плановых проверок будет оцениваться выполнение работодателем комплекса мероприятий, направленных на минимизацию негативных последствий воздействия вредных факторов, приведенных в  СанПиН 2.2.4.3359-16 (в частности, для таких факторов, как шум, инфразвук, ультразвук).

 Также, учитывая ответственность работодателя за качество и достоверность производственного контроля, предусмотренную СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», при проведении надзорных мероприятий будут оцениваться вопросы соблюдения требований к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах, установленных СанПиН 2.2.4.3359-16 (при осуществлении производственного контроля как силами работодателя, так и с привлечением сторонних аккредитованных организаций).

 

5.Обязательно ли при назначении в негосударственном медицинском учреждении лабораторного обследования на ВИЧ-инфекцию проведение до- и послетестового консультирования?

Ответ:

В соответствие с положения п. 5.6. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» освидетельствование на ВИЧ-инфекцию проводится с обязательным до- и послетестовым консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

Пунктом п. 5.7. указанного нормативного документа разъясняется, что консультирование должно проводиться обученным специалистом (желательно врачом-инфекционистом, врачом-эпидемиологом или психологом) и включать основные положения, касающиеся тестирования на ВИЧ,возможные последствия тестирования, определение наличия или отсутствия индивидуальных факторов риска, оценку информированности освидетельствуемого по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, предоставление информации о путях передачи ВИЧ и способах защиты от заражения ВИЧ, видов помощи, доступных для инфицированного ВИЧ.

При проведении дотестового консультирования необходимо заполнить форму информированного согласия на проведение освидетельствования на ВИЧ-инфекцию в двух экземплярах, одна форма выдается на руки обследуемому, другая сохраняется в лечебно-профилактической организации.

 

6.Насколько правомочно требование о предоставлении списка работников коммерческого предприятия в медицинское учреждение по месту нахождения данного предприятия?

Ответ:

  В соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» (п. 4.7.) руководители предприятий, организаций по запросу обслуживающей медицинской организации представляют информацию, необходимую для организации и проведения профилактических обследований сотрудников в целях раннего выявления туберкулеза.

 

7.Правильно ли предложение больницы прививать работников сельскохозяйственного предприятия против туляремии и сибирской язвы?

Ответ:

  Прививаются работники, относящиеся к категории риска.

  К категориям риска, прививаемым против сибирской язвы (требования СП 3.1.7. 2629 -10 «Профилактика сибирской язвы»), относятся:

- зооветработники и другие лица, профессионально занятые предубойным содержанием скота, а также убоем, снятием шкур и разделкой туш;

- лица, занятые сбором, хранением, транспортировкой и первичной переработкой сырья животного происхождения.

К категориям риска, прививаемым против туляремии (требования СП 3.1.7. 2642 -10 «Профилактика туляремии» и Национального календаря прививок по эпидемическим показаниями), относятся:

  - заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные;

- обработка меха;

  - по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения.

 

 8. Я являюсь представителем туристического агентства, хотела бы уточнить, вправе ли потребитель отказать от туристической путевки, если в месте куда планировал потребитель ехать существует угроза безопасности здоровья?     

Ответ:

 Правовые основы обеспечения безопасности туристов закреплены ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно положениям указанной статьи, в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их здоровья (таким свидетельством является официальное сообщение Ростуризма на его сайте, турист (экскурсант) вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

В этом случае при расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия «туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».

 

 9. Я являюсь владельцем одного из продуктовых магазинов города, меня интересует вопрос, должны ли мы каким-то образом оформлять или где-то регистрировать книгу отзывов и предложений?

Ответ:

 Согласно п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

Иных обязательных требований к книге отзывов и предложений, в частности, по ее оформлению, регистрации и порядку рассмотрения оставленных в ней записях, законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей не содержит. 

 

10. Я являюсь индивидуальным предпринимателем в одном из магазинов обуви в г. Пенза. Мы начинаем продавать сезонную обувь соответственно до начала самого сезона. К примеру, зимнюю обувь начинаем продавать еще в сентябре. При этом, гарантийный срок мы устанавливаем в 1 месяц с момента покупки обуви. Разъясните, пожалуйста, есть ли в наших действия нарушения закона, так как бывают случаи когда потребители недовольны непродолжительным гарантийным сроком?

Ответ:

 Особенности продажи обуви регулируются «Правилами продажи отдельных видов товаров», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. №55, Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

Для сезонных товаров (одежда, обувь и др. изделия) сроки заявления претензий исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Однако необходимо различать обувь сезонного и несезонного назначения. Если приобретена несезонная обувь, гарантия исчисляется со дня ее продажи-покупки. На обувь сезонного назначения отечественного и импортного производства, приобретенную до наступления сезона, гарантия дается с начала соответствующих сезонов, срок наступления которых определяется соответственно субъектами Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Сроки сезонности для Пензенской области, установленные Постановлением Правительства Пензенской обл. от 12.02.2007 N 93-пП «Об определении сроков сезонности для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров на территории Пензенской области»:

с 15 марта - весенний сезон;

с 1 мая - летний сезон;

с 1 сентября - осенний сезон;

с 1 ноября - зимний сезон.

Следовательно, устанавливая гарантийный срок 1 месяц с момента покупки сезонной обуви  (до наступления сезона) Закон  Вы нарушаете.

 

11. Я предприниматель, иногда поступают претензии потребителей, я стараюсь разъяснять, что все вопросы разрешаются в судебном порядке, особенно касающиеся возврата денежных средств, подскажите пожалуйста, каковы для меня могут быть негативные последствия, если потребитель обратиться в суд?

Ответ:

Предприниматель самостоятельно принимает решение об удовлетворении претензии и или нет. Однако, следует иметь в виду, что в случае если потребитель подаст на предпринимателя в суд и его требования будут удовлетворены, дополнительно с предпринимателя судом в пользу потребителя будет взыскан штраф в размере 50% о суммы, присужденной в пользу потребителя. Данный штраф предусмотрен за отказ удовлетворять законные требования потребителя в добровольном порядке.

 

12 Определена максимальная стоимость гостиничного обслуживания в тех городах, где будут проводиться спортивные соревнования чемпионата мира по футболу FIFA2018г.  В какое время должны действовать эти ограничения стоимости проживания

Ответ:

Период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. начинается за месяц до даты первого матча соревнований и заканчивается через месяц после даты проведения последнего матча соревнований.

Поскольку матч открытия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года пройдет 14 июня 2018 года, а финальный матч 15 июля 2018 года, то вышеназванное означает, что соответственно в период с 14 мая по 15 августа 2018 года фактическая стоимость проживания в гостиницах или иных средствах размещения в зависимости от присвоенной категории не может превышать ту предельную стоимость, которая установлена Правительством Российской Федерации.

 

 13. Хотели бы заказать номер в гостинице г. Москвы на конкретную дату, связанную с проведением определенного матча по футболу  FIFA 2018 г., но на сайте выбранной гостиницы указаны цены за номер гораздо выше установленных Правительством для гостиниц Москвы. Будут ли распространяться ограничения по стоимости проживания при предварительном бронировании

 

Ответ:

Основанием для привлечения к административной ответственности будут являться не только факты нарушения установленного порядка ценообразования, выявленные в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, но и факты завышения соответствующей максимально допустимой стоимости, связанные с бронированием, т.е. предварительным заказом мест и (или) номеров в гостинице заказчиком (потребителем).

Кроме того, с 22 января 2018 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека открывает Всероссийскую «горячую линию» по данному вопросу, которая будет работать вплоть до окончания проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

 

14. В какие сроки необходимо подавать уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности и какие санкции за нарушение порядка представления уведомлений?

Ответ:

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.

Статья 19.7.5-1. Нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленного порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности

1. Непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (за исключением случаев, предусмотренных частями 1и 2 статьи 14.1.2настоящего Кодекса) в случае, если представление такого уведомления является обязательным, -

(в ред. Федерального законаот 28.07.2012 N 131-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения, в случае, если представление такого уведомления является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

 

15. Можно ли заранее ознакомиться с информацией о проведении проверок?

Ответ:

Ежегодный сводный план проверок формируется Генеральной прокуратурой РФ на основании проектов, разработанных территориальными органами контроля. После утверждения он в установленный срок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет, а утвержденный руководителем территориального органа государственного контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора). Данная информация открыта каждому заинтересованному лицу.

 

16. В каких случаях применяется мера административного приостановления деятельности?

Ответ:

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

 

17. Право индивидуального предпринимателя или юридического лица на досрочное прекращение административного наказания в виде административного приостановлении деятельности?

Ответ:

Статьей 32.12 КоАП РФ предусмотрено досрочное прекращение судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, или Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.

 

18. Распространяется ли Федеральный закон № 294 –ФЗ на проверки в рамках административного расследования?

 

Ответ:

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294 – ФЗ), его положения к действиям государственных органов при проведении административного расследования не применяются. В связи с этим, после назначения административного расследования, осуществление должностным лицом любых процессуальных действий при проведении такого расследования должно соответствовать требованиям ст. 28.7 КоАП РФ, нормы Федерального закона № 294 – ФЗ в данном случае применению не подлежат.