«Назад

Ответы на вопросы, полученные во время проведения публичных обсуждений правоприменительной практики 13.07.2017г.

Ответы на вопросы, полученные во время проведения публичных обсуждений правоприменительной практики 13.07.2017г.

 

1.                Какие основные требования законодательства должны выполняться в случае использования водного объекта в качестве источника питьевого водоснабжения?

Ответ:

1. В соответствии с требованиями  СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» для источников питьевого водоснабжения  (подземных, поверхностных) разрабатываются проекты зон санитарной охраны. По проектам ЗСО  должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения.

Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Граница 1 пояса устанавливается на расстоянии не менее 30м  от водозабора при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50м – при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

2. В соответствии с требованиями СанПиН  2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»:

-на источник питьевого водоснабжения должно быть получено экспертное заключение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» и оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным требованиям (в Управлении Роспотребнадзора по Пензенской области);

- разработаны и согласованы с Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области программы производственного контроля за качеством питьевой воды;

- производственный контроль должен проводиться в соответствии с программой производственного контроля в полном объеме,

- качество питьевой воды по санитарно-химическим, органолептическим, микробиологическим, радиологическим, вирусологическим показателям должно соответствовать гигиеническим нормативам.

 

2. В связи с вступлением в силу новых нормативных требований по оценке уровней шума на рабочих местах, какие действия необходимо предпринимать работодателю в случае превышения установленных нормативов?

Ответ:В соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" при воздействии шума в границах 80 - 85 дБА работодателю необходимо минимизировать возможные негативные последствия путем выполнения следующих мероприятий:

а) подбор рабочего оборудования, обладающего меньшими шумовыми характеристиками;

б) информирование и обучение работающего таким режимам работы с оборудованием, которое обеспечивает минимальные уровни генерируемого шума;

в) использование всех необходимых технических средств (защитные экраны, кожухи, звукопоглощающие покрытия, изоляция, амортизация);

г) ограничение продолжительности и интенсивности воздействия до уровней приемлемого риска;

д) проведение производственного контроля виброакустических факторов;

е) ограничение доступа в рабочие зоны с уровнем шума более 80дБА работающих, не связанных с основным технологическим процессом;

ж) обязательное предоставление работающим средств индивидуальной защиты;

з) ежегодное проведение медицинских осмотров.

 

3. Какие меры я, как работодатель  должен принимать согласно санитарному законодательству на производстве, характеризующимся выделением пыли?

Ответ:В соответствии с СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»:

Технологические процессы, характеризующиеся применением, образованием и выделением пыли, должны быть механизированы и автоматизированы; обеспечивать беспыльную транспортировку материалов; предусматривать способы подавления пыли в процессе ее образования с применением воды (увлажнение, мокрый помол, гидрозолоулавливание, мокрое обогащение) или других средств (аспирация, пенообразование, электрозаряд); обеспечивать применение сырья и материалов в непылящих формах (гранулы, брикеты и т.п.). Управление процессом следует организовать с помощью дистанционных систем.

 Производственное оборудование, при работе которого образуется пыль (дробильное, дозировочное, размольно-смесительное и другое), должно быть герметизировано и снабжено аспирационными устройствами, исключающими поступление запыленного воздуха в производственное помещение

При осуществлении технологических процессов, характеризующихся образованием и выделением пыли, для защиты органов дыхания от пыли все лица, занятые на работах, где концентрации пыли в воздухе рабочей зоны превышают ПДК, должны быть обеспечены респираторами, соответствующими требованиям действующих нормативных и методических документов.

Воздуховоды вентиляционных систем, стены и элементы строительных конструкций цехов, проемы и поверхности окон, арматура освещения должны очищаться от пыли и копоти не реже одного раза в три месяца.

 

4.                При открытии частного детского центра, оказывающего услугу по развитию, присмотру и уходу за детьми, но не ведущему образовательную деятельность какими требованиями Вы будете руководствоваться при проверках?

Ответ: Согласно п. 1.1. СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" указанные  санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Также, в соответствии с п. 1.4. СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"  санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей.

 

5. Какая  административная  ответственность предусмотрена за торговлю фальсифицированными пищевыми продуктами ?

Ответ:Административные правонарушения, совершаемые изготовителями и продавцами пищевых продуктов и связанные с осуществлением деятельности по производству и выпуску в обращение фальсифицированного пищевого продукта, квалифицируются как невыполнение требований технических регламентов, создавшее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.

 Привлечение к административной ответственности изготовителей и продавцов осуществляется по части 1, 2 статьи 14.43 КоАП РФ, а при повторном совершении - по ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ.

Правонарушения, квалифицируемые по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ,- нарушения изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентоввлекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Правонарушения, квалифицируемые по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Повторное совершение такого же административного влечет, в соответствии с ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

 

 6. Вопрос: Нужно ли проводить производственный лабораторный контроль на рабочих местах с ПЭВМ в офисах, если они не указаны в числе объектов, на которых распространяется обязанность по проведению лабораторных исследований при осуществлении производственного контроля согласно п. 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»?

Ответ:В соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»:

п. 1.8. Индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил;

п.14.4. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами.

 

7. Подлежат ли работающие с ПЭВМ медосмотру, если работа за ПЭВМ составляет менее 50% рабочего времени?

Ответ:Работающие с ПЭВМ не подлежат медосмотру в случае, если работа с ПЭВМ занимает менее 50% рабочего времени, что подтверждено документально и при этом соблюдаются гигиенические нормативы по электромагнитным полям от ПЭВМ на рабочем месте (класс условий труда – 2 (допустимые условия труда). Действующим законодательством разрешается использовать материалы производственного лабораторного контроля при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах с ПЭВМ для установления класса условий труда по фактору - электромагнитные поля от ПЭВМ.

 

8. Каковы полномочия и ответственность руководства организации в отношении профилактических осмотров работающих на туберкулез?

Ответ:основным методом раннего и активного выявления туберкулеза у лиц старше 15 лет является профилактическое флюорографическое обследование.

Согласно требований санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население, обеспечивается проведение профилактических медицинских осмотров населения, прикрепленного к медицинской организации, с целью раннего выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года. В субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 60 и более случаев на 100 тысяч населения в год - не реже 1 раза в год.

При этом:

- ответственность за организацию прохождения профилактических медицинских осмотров на туберкулез, контроль за своевременным прохождением сотрудниками организации данных осмотров возлагается на руководство организации по месту работы, учебы лиц, подлежащих профилактическому медицинскому осмотру на туберкулез;

- руководители предприятий, организаций по запросу обслуживающей медицинской организации представляют информацию, необходимую для организации и проведения профилактических обследований сотрудников в целях раннего выявления туберкулеза.

Для ряда контингентов, вышеуказанными санитарно-эпидемиологическими правилами предусмотрен более частое прохождение флюорографических осмотров – в частности, 1 раз в год (работники пищевых объектов, медицинские работники, персонал социальных учреждений по обслуживанию детей и подростков и т.д.).

 

9. Каков порядок организации борьбы с грызунами на предприятиях общественного питания?

Ответ:основным документом, регламентирующим мероприятия по борьбе с грызунами на объектах различной сферы деятельности, являются санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»

Согласно требований данного документа дератизационные мероприятия включают в себя комплекс организационных, профилактических, истребительных мер, проводимых юридическими и физическими лицами, с целью ликвидации или снижения численности грызунов и уменьшения их вредного воздействия на человека и окружающую его среду.

Предприятия пищевой промышленности, общественного питания и организации торговли продовольственными товарами отнесены к объектам, имеющим особое эпидемиологическое значение.

На данных объектах должны проводиться систематические или экстренные дератизационные мероприятия.

Руководство организации (индивидуальный предприниматель) обязаны обеспечить:

- регулярное обследование и оценку состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния;

- определение объемов дератизации (площадь строения и территории);

- проведение дератизационных мероприятий на эксплуатируемых объектах, в том числе, включая профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами и непосредственно грызуноистребительные мероприятия.

 

10. Сколько емкостей с дезинфицирующими средствами необходимо иметь на рабочих местах в манипуляционных кабинетах медицинского центра?

Ответ:требования по данному вопросу едины для всех медицинских организаций, независимо от их профиля, мощности и формы собственности.

Согласно требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов:

- для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами);

- для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования;

- для обеззараживания уборочного материала, отходов классов Б и В.

Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.

 

11. Целесообразно ли применение метода химической стерилизации в стоматологической практике.

Ответ:целесообразно и допустимо для стерилизации изделий, в конструкции которых использованы термолабильные материалы, не позволяющие использовать другие официально рекомендуемые, доступные методы стерилизации.

Для химической стерилизации применяют растворы альдегид- или кислородсодержащих средств, или некоторых хлорсодержащих компонентов, обладающие спороцидным действием.

Во избежание разбавления рабочих растворов, особенно используемых многократно, погружаемые в них изделия должны быть сухими.

При стерилизации растворами химических средств все манипуляции проводят, строго соблюдая правила асептики; используют стерильные емкости для стерилизации и отмывания изделий стерильной питьевой водой от остатков средства.

Стерилизацию осуществляют по режимам, указанным в инструкции по применению конкретного средства.

 

12. Обязательно ли проведение дезинфекции по месту работы больного туберкулезом.

Ответ:согласно требований санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» проведение заключительной дезинфекции в очагах туберкулеза обязательно.

Проведение заключительной дезинфекции организациями, осуществляющими деятельность по профилю "дезинфектология" осуществляется:

- в детских дошкольных и общих образовательных организациях, детских и подростковых организациях, в организованных воинских коллективах, медицинских организациях нетуберкулезного профиля, стационарных учреждениях социального обеспечения - в случае выявления больного активной формой туберкулеза;

- по месту работы больного с установленным выделением микобактерий туберкулеза и в стадии распада без выделения микобактерий туберкулеза.

При проведении заключительной дезинфекции в очаге туберкулеза обязательным является проведение камерной дезинфекции вещей и постельных принадлежностей.

Перед проведением заключительной дезинфекции, если в очаге есть насекомые, проводятся дезинсекционные мероприятия.

 

13. Можно ли по требованию потребителя, либо проверяющего органа предоставить копии сопроводительных документов на товар, а оригиналы хранить в распределительном центре?

Ответ:В соответствии с требованиями п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

 

14. Правомерно ли выявление сотрудниками Роспотребнадзора иных нарушений, не указанных в обращении потребителя (не предусмотренных в распоряжении о проведении проверки)? Например: цель проверки – ценообразование, а выявленные нарушения – продукция с истекшим сроком годности?

Ответ:При проведении проверки по обращению потребителя могут рассматриваться только те вопросы, которые указаны в обращении. Однако, в соответствии с требованиями ч.1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Например, при рассмотрении жалобы на завышение цены на реализуемое детское питание сотрудником Роспотребнадзора может быть непосредственно обнаружено, что указанное детское питание находится в реализации с истекшим сроком годности. Таким образом, непосредственное обнаружение правонарушения может касаться только тех продуктов, которые указаны в обращении.

 

15. Приобрели для организации компьютерную технику, оформили ее на организацию, возникли неполадки. Имеем ли мы право предъявить требования к продавцу согласно Закона о защите прав потребителей? Является ли юридическое лицо потребителем или нет?

Ответ:   Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ О защите прав потребителей). Соответственно Вы как фирма потребителем не являетесь, т.к. товар приобретается для предпринимательской деятельности. Для решения всех ваших вопросов применятся ГК (Гражданский кодекс).

 

16. Вопрос: Какие процедуры необходимо соблюсти управляющей компании, чтобы на законных  основаниях повысить  тариф за содержание и ремонт жилого помещения?

Ответ:  Согласно п. 7. ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

 

17. Какой салон красоты имеет право делать  косметологические инъекции?

Ответ:Если вы намереваетесь включить в список ваших услуг инъекции красоты, следует знать, что выполнять такие процедуры разрешается только заведениям, имеющим лицензию на хирургическую и терапевтическую косметологию. Документ храните в доступном месте, чтобы каждый клиент мог с ним ознакомиться. Процедуры должны проводиться в помещении, оборудованном согласно санитарным правилам и врачом, имеющим высшее медицинское образование.

 

18. Вправе ли надзорный орган запрашивать у юридического лица документы в ходе проверки?

Ответ:Согласно ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ (документарная проверка) при ознакомлении лиц, подлежащих проверке, с распоряжением(приказом) о проведении проверки и иной информацией о проверке, должностными лицами Роспотребнадзора вправе вместе заверенной печатью копией распоряжения (приказа) о проведении проверки направить запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса лицо, подлежащее проверке, направляет указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя. Указанные в запросе документы могут быть представлены в форме электронных документов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 11Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).

 

19. Предусмотрена ли ответственность в случае, если проверяющему лицу не представлен доступ на объекты, принадлежащие юридическому лицу?

Ответ:Часть 2 статьи 25 Федерального закона № 294-ФЗ регламентирует, Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19.4.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок.

 

20. Как удостовериться, что должностное лицо надзорного органа, имеющее намерение провести обследование в ходе проверки, действует на законных основаниях?

Ответ:Согласно статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий. Иными словами, удостовериться, что должностное лицо действует на законных основаниях, можно ознакомившись с распоряжением (приказом) о проведении проверки и служебным удостоверением должностного лица.

 

21.Имеет ли право должностное лицо, проводящее проверку, проверять соблюдение требований, не относящихся к предмету проверки?

Ответ:Нет, не имеет. Статья 15 Федерального закона № 294-ФЗ регламентирует исчерпывающий перечень ограничений при проведении проверок. Среди которых должностное лицо, проводящее проверку не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.