О правоприменительной практике за 9 месяцев 2017 года по направлению деятельности защита прав потребителей

 

О правоприменительной практике за 9 месяцев 2017 года по направлению деятельности защита прав потребителей

 

23.11.2017

 

В рамках реализации комплекса мер по обеспечению реализации гражданско-правовых механизмов и организация правозащитной деятельности в интересах потребителей за 9 мес. 2017г. Управлением достигнуты стабильные показатели.

При проведении специалистами контрольных мероприятий и административных расследований, при рассмотрении обращений потребителей о нарушении их прав были выявлены факты нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей, которые касались неопределенного круга лиц, а именно любых лиц, намеренных приобрести или приобретавших некачественные товары, заказывающих или получающих услуги, не соответствующие условиям договора.

По выявленным фактам нарушений подготовлены исковые заявления, так как признание судом действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга лиц и принятие судом решения об обязании ответчика прекратить реализацию товаров или оказание услуг с нарушением обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации является соразмерной и адекватной мерой в целях предотвращения новых нарушений прав потребителей.

В течение 9 мес. 2017г. в соответствии с положениями ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Управлением подан 31 иск в суд о защите прав неопределенного круга потребителей (по итогам аналогичного периода прошлого года – 28).

По состоянию на отчетную дату судами рассмотрено 24 исковых заявления, при этом исковые требования Управления удовлетворены по всем исковым заявлениям, то есть удельный вес удовлетворенных исков составил 100 % . Рассмотрение 7 дел еще не закончено.

В течение 9 мес. 2017г. Управление привлечено к участию в 122 судебных процессах для дачи заключения в защиту нарушенных прав потребителей, которым отказано в удовлетворении  законных требований в случаях продажи товаров и оказания услуг ненадлежащего качества .

Удельный вес удовлетворенных исков по делам, в которых Управление приняло участие для дачи заключения о защите прав потребителей, от общего числа рассмотренных в отчетном периоде, составило 98,4% ( по 120 из 122 дел судами вынесены решения в пользу потребителей) За 9 мес. 2016г. - 97%.

В результате удовлетворения в судах законных требований потребителям присуждены денежные средства в размере 3372,42 тыс. руб., из них компенсация морального вреда – 253,60 тыс. руб. (за 9 мес. 2016г. присуждены денежные средства в размере 1150,03 тыс. руб., из них компенсация морального вреда – 161,90 тыс. руб.).

В текущем периоде Управление обратилось в суды с 30 исками в защиту нарушенных прав и законных интересов конкретных граждан-потребителей.

Удельный вес числа удовлетворенных исков в защиту прав конкретных потребителей от 24 исков, рассмотрение по которым окончено в отчетном периоде составило 100%. Согласно судебных решений присуждены денежные средства в размере 2098 тыс.руб, из них компенсация морального вреда 148 тыс.руб. (по итогам 9 мес. 2016г. – в суды направлено 20 исков, присуждены денежные средства в сумме 1295,81 тыс. руб., в том числе в качестве компенсации морального вреда 152 тыс. руб.

 Судом удовлетворен иск Управления о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, осуществлявшей оказание туристских с нарушением прав потребителей, которые выразились в неоднократных фактахобмана потребителей, введения в заблуждение относительно  потребительских свойств туристского продукта и сведений о туроператорах, (информация, содержащаяся в договорах о реализации туристского продукта, не соответствовала действительности, изначально была фактически ложной; деньги у потребителей не перечислялись туроператорам, что привело к тому, что туристы остались в чужой стране без крыши над головой и без обратных билетов).

Управление рассматривает такую меру как обращение в суд о прекращении деятельности предпринимателя исключительной, но в данном случае необходимой и адекватной для прекращения систематических нарушений прав потребителей