«Назад

Представление ТО Управления Роспотребнадзора по Пензенской области об устранении нарушений санитарного законодательства № 28 от 10 мая 2018 года оставлено в силе

 

Представление ТО Управления Роспотребнадзора по Пензенской области об устранении нарушений санитарного законодательства № 28 от 10 мая 2018 года оставлено в силе

 

11.07.2018

 

ООО «Альфа Пенза» обратилось в суд с административным иском об оспаривании представления об устранении нарушений санитарного законодательства № 28 от 10 мая 2018 года к ТО Управления Роспотребнадзора по Пензенской области, Управлению Роспотребнадзора по Пензенской области, просило признать представление от 10 мая 2018 года № 28 незаконным

Административный истец указывает, что обязанность по обеспечению норм складирования продуктов, имеющих специфический запах, и продуктов, воспринимающих запахи а также по проведению производственного контроля с применением лабораторных исследований возложена на общество незаконно. Считает, что проверка была проведена неправомерно. В распоряжении, на основании которого она проводилась, не были указаны адреса обособленных подразделений фактических мест проведения плановой проверки, что является грубейшим нарушением законодательства.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Пензенской области – Б.Н.П., действующая на основании доверенности от 18.01.2018 №444/1, административные исковые требования не признала, пояснив, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора на основании распоряжения от 15.03.2018 № 373/ТР проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Альфа Пенза». Проверка проведена в соответствии с ежегодным планом, согласованным с Генеральной прокуратурой. В данном плане указано наименование юридического лица (ООО «Альфа Пенза») в целом, при этом обязательное указание фактического места нахождения обособленного структурного подразделения, в отношении которого планируется проведение проверки, действующим законодательством не предусмотрено. При проведении проверки должностным лицом Роспотребнадзора были выявлены нарушения в части несоблюдения требований товарного соседства и норм складирования в соответствии с пунктом 7.6 Санитарных Правил 2.3.6.1066-01, а также невыполнения программы производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования. В соответствии с требованиями санитарного законодательства продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи) должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи. Разделения относительно того, упакована продукция в вакуумную упаковку или нет, не имеется. Магазин осуществляет розничную торговлю скоропортящейся продукцией, поэтому проведение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля в данном случае является обязательным. Поскольку протоколы лабораторных исследований при проверке предоставлены не были, должностным лицом обоснованно было выдано представление об устранении выявленных нарушений. Просила в удовлетворении требований отказать.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с частями 3 и 12 статьи 9 указанного Федерального закона плановые  проверки  проводятся  на  основании  разрабатываемых  органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

На основании подпункта 1 пункта 4 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются, в том числе, наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), места нахождения юридиче'ских лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 (документарная) и 12 (выездная) настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Пензенской области N 373/ТР от 15 марта 2018 года проведена плановая выездная проверка ООО «Альфа Пенза» с целью контроля за соблюдением требований действующего законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно утвержденного и согласованного с Генеральной прокуратурой РФ плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год. Срок проведения проверки : 20 рабочих дней ( с 19 апреля 2018 года по 21 мая 2018 года.

Данное распоряжение в установленном порядке направлено проверяемому юридическому лицу- ООО «Альфа Пенза» 19 марта 2018 года и получено им 28 марта 2018 года.

Таким образом, вопреки доводам административного истца о неправомерности проведенной проверки, порядок организации и проведения выездной плановой проверки административным органом соблюден, нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ не допущено.

Неуказание в приведенных выше плане проверок и распоряжении адреса фактического , местонахождения объекта проверки - магазина «Красное & Белое» по адресу: г.Нижний Ломов, ул.Сергеева, 62г, нарушением не является, поскольку законом не предусмотрено.

В   соответствии   с   Типовой   формой   ежегодного   плана   проведения плановых   проверок   юридических   и   индивидуальных   предпринимателей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 года №489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и являющейся обязательной для уполномоченных органов государственного контроля (надзора), указание местонахождения объектов юридического лица требуется только в случае, если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов "-использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений.

К числу таких объектов магазин «Красное&Белое» по адресу: г.Нижний Ломов, ул.Сергеева, 62г, не относится.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.

Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов. Указанной программой определяются

порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.

Требования к организации производственного контроля установлены Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 года N 18.

Пункт 1.5 СП 1.1.1058-01 обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления (п.2.3 СП 1.1.1058-01).

Производственный контроль включает: а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (пункт 2.4 СП 1.1.1058-01).

Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами (пункт 2.6 СП 1.1.1058-01).

Категории объектов, на которых осуществляется производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний перечислены в пункте 4.1 СП 1.1.1058-01.

Таким образом, из вышеприведенных положений СП 1.1.1058-01 следует, что производственный контроль в форме лабораторных исследований и испытаний проводится в случае, если проведение таких исследований и испытаний прямо предусмотрено санитарными правилами с учетом категории объекта, вида осуществляемой деятельности и т.д.

Деятельность ООО «Альфа Пенза» определена в Уставе, согласно которому предметом деятельности общества являются в том числе: розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая, напитки, и табачными изделиями; розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

Таким образом, поскольку в магазине «Красное & Белое», расположенном по адресу : Пензенская область, г.Нижний Ломов, ул.Сергеева, 62г, реализуются пищевые продукты, осуществление производственного контроля в форме лабораторных исследований для административного истца является обязательным. Следовательно, доводы о том, что Общество не относится к числу объектов, на которых в ходе производственного контроля осуществляются лабораторно-инструментальные исследования, являются несостоятельными.

Решением Нижнеломовского районного суда от 25.06.18 2а-311_2018 в удовлетворении административных исковых требований ООО «Альфа Пенза» к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области об оспаривании представления об устранении нарушений санитарного законодательства № 28 от 10 мая 2018 года отказано.